Общественный транспорт в Сан-Франциско и его окрестностях

Сан-Франциско считается одним из лучших по оснащенности общественным транспортом городов США. Здесь вы узнаете о различных видах общественного транспорта в самом городе и его окрестностях.

Все виды транспорта приспособлены для пассажиров с ограниченными возможностями, для чего станции оборудованы пандусами и лифтами, а транспортные средства со ступеньками - подъемными механизмами. Также имеются специальные возможности для пассажиров с велосипедами.

BART

Bay Area Rapid Transit - примерный аналог метро в крупных российских городах. Система связывает между собой города к югу от Сан-Франциско, включая международный аэропорт SFO, а также города восточного побережья залива, доходя до Фремонта.

В системе есть несколько маршрутов, обозначенных разными цветами, при этом разные поезда прибывают на одну и ту же платформу. Информационные табло на платформах сообщают маршрут следующих поездов и время до их прибытия. Также имеется расписание поездов для каждого маршрута.

Стоимость проезда зависит от длины маршрута (минимум $1.75). Оплата производится в турникетах на входе и выходе с платформ с помощью билетов с магнитной полосой или беcконтактных карт Clipper. Для прохода на платформу нужно вставить билет или поднести карту к считывателю турникета, при наличии минимальной суммы поездки турникет открывается. На выходе нужно вставить (поднести) тот же билет (карту) к считывателю турникета, с билета или карты будет списана стоимость поездки и турникет откроется. При недостатке средств турникет не откроется, а на его табло будет указана необходимая сумма доплаты. Для выхода в этом случае нужно пополнить баланс билета или карты в автомате рядом с турникетами выхода (на платформе).

Пассажиры с велосипедами могут пользоваться BART за исключением участка линии в центре Сан-Франциско в часы пик по рабочим дням.

Подробная информация о расписании, стоимости проезда и правилах пользования есть на офциальном сайте BART.

MUNI

San Francisco Municipal Railway - система транспорта в пределах Сан-Франциско, включающая в себя наземный автомобильный транспорт (автобусы и троллейбусы), а также рельсовый транспорт (MUNI Metro и исторический кабельный трамвай).

Автобусы и троллейбусы имеют разветвленную сеть маршрутов, покрывающую все районы города. Трамвай движется по поверхности с часто расположенными остановками на окраинах города и под землей в деловом центре, совмещая вход на подземные станции со станциями BART.

Транспортные средства MUNI придерживаются примерного расписания, однако на их движение оказывает влияние загруженность улиц (несмотря на наличие на многих улицах в центре города выделенных полос для общественного транспорта). Для контроля за движением и предоставления информации о времени прибытия транспортного средства весь подвижной состав оборудован системой отслеживания на основе GPS. Благодаря этому время ожидания транспорта нужного маршрута на нужной остановке можно узнать на web-сайте NextMUNI.

Стоимость проезда для взрослого составляет $2.00 (в феврале 2012). Оплата производится бесконтактными билетами или картами Clipper, а также у водителя наземного транспорта (обычно без сдачи). При посадке на наземной станции бесконтактный билет прикладывается к валидатору в транспортном средстве, на подземной станции - к турникету при входе. После оплаты право проезда сохраняется в течение 90-120 минут и действует при любом количестве пересадок между маршрутами MUNI (наземными и MUNI Metro).

Для пассажиров с велосипедами автобусы и троллейбусы MUNI оборудованы специальными креплениями для велосипедов спереди транспортного средства.

Схема линий и другая информация доступна на официальном сайте MUNI.

CalTrain

CalTrain - железнодорожная транспортная система, соединяющая Сан-Франциско и Сан-Хосе (на юге). Сообщение осуществляется с помощью поездов на дизельной тяге с двух-этажными вагонами. Обычный интервал движения в одном направлении около часа, время поездки между конечными станциями около полутора часов. В рабочие дни в часы пик также курсируют поезда с меньшим количеством промежуточных остановок, движущиеся быстрее. В Сан-Франциско конечная станция CalTrain находится на пересечении 4й и Кинг.

В системе действует зонная система оплаты: маршрут поделен на зоны и стоимость зависит от количества проезжаемых зон (аналогично российским пригородным поездам). Оплата проезда осущестся с помощью бумажных билетов, приобретаемых в автоматах на станциях, а также бесконтактной картой Clipper. При использовании карты возможно приобрести билет на 8 поездок или проездной на месяц, а также оплачивать проезд по фактической стоимости (как бумажными билетами).

При оплате картой одной поездки, карту нужно приложить к специальному валидатору на станции посадки, с нее будет списана максимальная возможная стоимость проезда с этой станции (баланс может стать отрициательным). После выхода на станции назначения карту снова нужно приложить к валидатору, при этом будет возвращена неиспользованная разница в цене. Если забыть приложить карту второй раз, разница не будет возвращена! Минимальное значение на карте составляет -$11.25, поэтому вы должны иметь $1.25 для использования карты в CalTrain, даже если у вас есть билет на несколько поездок или на месяц (для оплаты в ситуации, когда вы проедете дальше оплаченных зон).

Для пассажиров с велосипедами два вагона поезда на первом этаже вместо пассажирских сидений имеют крепления для велосипедов с эластичными шнурами. Эти вагоны обозначены специальным знаком у входа.

Схема движения, расписание, стоимость и правила проезда можно узнать на официальном сайте CalTrain.

Универсальная бесконтактная карта Clipper

Clipper - универсальная карта, предназначенная для оплаты проезда в различных транспортных системах Bay Area. На этой карте может быть записано несколько продуктов одновременно:

  • Проездной на MUNI
  • Дополнительный проездной на BART
  • Проездной или билет на несколько поездок на CalTrain
  • Обычные денежные средства, расходуемые по мере надобности (play as you go)

Способы пополнения баланса и покупки продуктов:

  • В терминалах и кассовых машинах соответствующих транспортных систем;
  • У агентов (обычно аптеки и другие точки продаж - полный список на сайте)
  • Он-лайн на сайте clippercard.com
  • Автоматически с банковского счета при снижении баланса ниже $10

Обратите внимание, что способы пополнения без физического контакта карты с автоматом (кассой в точке продаж и т.п.) работают следующим образом: информация о пополнении вашей карты загружается в терминалы подвижного состава во время ночной стоянки, а также в стационарные термналы (станции MUNI, BART, CalTrain). Когда вы в следующий раз коснетесь картой терминала, который содержит информацию о пополнении вашей карты, карта будет перепрограммирована соответствующим образом. Поэтому при пользовании наземным транспортом карта будет реально пополнена только на следующий день, а во всех других случаях - во время следующего прохода через турникеты или касания валидатора.

Одно из достоинств Clipper является автоматическое использование подходящего продукта, например, если на карте есть активный проездной в CalTrain, карта позволяет использовать его при проезде на пригородных автобусах SamTrans - при прикладывании карты к валидатору загорится надпись PASS USED и деньги не будут списаны. Также карта автоматически учитывает время действия  билета Muni при пересадках. 

Подробная информация о карте и ее использовании в заличных системах есть на офциальном сайте Clipper Card.